Танковые войска
Нацистской Германии
Другие проекты серии:
 
 

www.1939-45.ru
Другие проекты серии:

|  Главная  |  О Панцерваффе  |  Танковые подразделения СС  |  Танки  |  САУ  |  Бронемашины  |  Фотогалерея  |  Контакты  |

Бронетанковые войска

    Танки немецкого пр-ва
            Танк SdKfz 265
            Танк Pz-I
            Танк Pz-II
            Танк Pz-II L "Рысь"
            Танк Pz-III
            Танк Pz-IV
            Танк Pz-V "Пантера"
            Танк Pz-VI "Тигр"
            Танк Pz-VI B "Тигр II"

    Танки иностранного пр-ва
            Танк Pz-35(t)
            Танк Pz-38(t)

    САУ
            Panzer Yager I
            Ягд Pz-IV
            Ягд-Пантер
            Ягд-Тигр
            Фердинанд
            Nashorn
            Hummel
            SIG 33
            Marder II, III
            Wespe
            Hetzer
            Sturmtiger
            Stug-III
            Sturmpanzer IV

    Бронемашины

Легкий танк Pz-I. Модификации.

Легкий танк PzKpf I - фотографии
ТТХ:
Боевая масса 5.4 т.
Длина 4.60 м
Ширина 2.10 м
Высота 1.75 м
Экипаж 2 чел.
Вооружение пулемет 7,62 мм х 2
Боекомплект 1521 патрон
Броня лоб.к. 13 мм
Броня лоб.б. 13 мм
Двигатель карбюр.
Скорость 37 км/ч
Запас хода 145 км

  

Модификации PzKpfw I

На шасси модификаций А и В было создано большое количество различных специальных машин. Самой распространенной. и наверное, самой известной была Kleiner Panzerbefehlswagen (малая бронированная командная машина), которая выпускалась как на шасси А, так и на шасси В. Эта машина обозначалась как KIPzBfWg ( модификации 1КIА. 2КIВ и ЗКIВ) или SdKfz 265. Вместо башни на корпусе была воздвигнута большая сварная рубка с люками в бортах и на крыше. В конце 1935 года фирма Daimler-Benz выпустила 6 "вагенов" на шасси PzKpfw 1A, из которых два или три в сентябре 1936 году были отправлены в Испанию. Эти танки не имели башни, а высота корпуса была увеличена на 250 мм. Экипаж увеличился на одного человека - радиотелеграфиста. Сначала эти машины не имели вооружения, затем в передней части корпуса был установлен пулемет MG 13. Из радиооборудования были установлены приемопередающая радиостанция FuG 6 с дальностью действия 13-16 км и приемная радиостанция FuG 2. В период с 1936 по 1938 год фирма Daimler-Benz выпустила 200 машин на шасси В (серийные номера 15001-15200). Эти машины выпускались в двух сериях 2KIB и 3KIB. Машины управления 2KIB вооружались одним пулеметом MG 34 в амбразуре, на них или была высокая командирская башенка. или она совсем отсутствовала. Толщина лобовой брони по сравнению с 1КIА была увеличена с 13 мм до 14.5 мм. На машинах третьей серии толщина брони возросла до 19 мм, а пулемет устанавливался в шаровой установке. На корпусе появилась низкая командирская башенка с двухстворчатым люком. В 1939-40 гг. несколько десятков машин получили новую радиостанцию FuG 8 с большей дальностью действия, чем FuG 6. Первоначально. командные машины имели жесткую антенную мачту на деревянной раме. которые были заменены рамными антеннами шириной 2000 мм. С 1939 года была установлена более практичная гибкая штыревая антенна.

Ladungsleger I. наверное, самая оригинальная конструкция, созданная на базе Pz IB. Бронированная гусеничная подрывная машина для инженерно-штурмовых частей. Ее оборудование состояло из двух штанг, смонтированных на специальной раме над моторным отделением. С помощью тросовых приводов эти штанги поворачивались относительно оси. параллельной осям вращения катков. На концах штанг находился контейнер для 75-кг заряда тротила, который мог быть сброшен на крышу ДОТа или иного сооружения, требующего подрыва. После отхода танка на безопасное расстояние заряд дистанционно подрывался по проводам. Прототип машины был создан в конце 1939 года. Предполагалось применение этого инженерного танка для прорыва линии Мажино, для чего на переломе 1939-40 гг. на заводах Talbot в Аахене было выпущено около 30 таких машин. Однако, широкого распространения эта идея не получила, поскольку на испытаниях результат был всегда противоречивый. Небольшое количество этих машин использовалось в подразделениях Panzer-Pionier в составе первых десяти танковых дивизий Вермахта в 1940 и 41 годах. Но в реальных боевых условиях танки оказались пригодными лишь в очень ограниченных случаях. Однако им довелось поучаствовать в Французской, Балканской компаниях и на Восточном фронте. Иногда эти машины назывались также Zerstorerpanzer (танк - разрушитель).

Instanzugkraftwagen I. Несколько десятков танков модификаций А и В были переоборудованы в частях в машины технической помощи. Одна такая машина приписывалась к каждой танковой роте. На танке снималась башня и срезалась верхняя часть бронекорпуса. В результате получалась открытая грузовая платформа. Эти машины использовались для перевозки запасных частей, канистр с топливом, маслом и водой. На некоторых машинах устанавливалось ветровое стекло из плексигласа и тент над грузовой платформой.

Munitionschlepper I (SdKfz 111). В конце 1939 года на фирме Alkett 51 PzKpfw IA был переделан под транспортер боеприпасов. Эти транспортеры придавались соединениям самоходных и штурмовых орудий. С весны 1942 года шасси танков моделей А и В переоборудовались под транспортеры боеприпасов путем установки на месте башни большого прямоугольного ящика, сваренного из листовой стали. 12 машин этого типа были, например, в составе PzGrenDiv SS "Leibstandarte SSAdolf Hitler".

Bruckenleger auf PzKpfw IA. Шасси нескольких Pz IA использовались как основа для создания мостоукладчиков, для преодоления различных препятствий, например, противотанковых рвов. Две таких машины могли соорудить мост длиной 11 метров. Мост был постоянно закреплен на корпусе танка, поэтому при наведении переправ мостоукладчик заезжал в ров и его корпус являлся своеобразной опорой моста. Из-за недостаточной прочности моста и слишком высокого давления на грунт работы над этим мостоукладчиком были прекращены и все усилия были сосредоточены на аналогичной машине на шасси Pz 2.

Кроме этих машин на безбашенных, открытых сверху, шасси были созданы специальные учебные танки. С 1942 года они оборудовались громоздкими газогенераторами, работавшими на древесных чурках.

Встречались также и некоторые переделки машин непосредственно в частях. Известна фотография PzKpfw IB, принадлежащего 1 PzAbt, 1 PzDiv , который был переделан в импровизированную санитарную машину. На этом танке вместо бронекорпуса была смонтирована открытая сверху и сзади рубка. Внутри, видимо, располагались крепления для носилок. Эта машина была уничтожена в Бельгии в 1940 году.

И, напоследок, хотелось бы отметить одну из интересных боевых машин, созданных на московском опытном заводе ВИМ, занимавшимся в годы войны ремонтом танков, значительную часть которых до осени 1943 года составляли трофейные боевые машины.

В феврале 1942 года на завод прибыли три командирских танка KIPzBfwg на шасси PzKpwf I Ausf В. Довольно долго их ремонт не представлял интереса для завода, поскольку танки не имели пушек, а радиооборудование было практически неприменимо в Красной Армии. Но фронт требовал хорошо вооруженных танков и потому на заводе был объявлен конкурс на оснащение их артиллерийскими орудиями отечественного производства. Особого выбора не было, ибо на завод было поставлено лишь около четырех десятков 20-мм пушек ТНШ, 20-мм авиационных мотор-пушек ШВАК и пять 45-мм танковых пушек образца 1938 г.

Одним из победителей конкурса стал И. Беликов (или Беляков). Он предложил изъять из KIPzBfwg (именуется по документам "Немецкий пулеметный радиотанк без башни") все радиооборудование, а вместо пулемета установить в увеличенной шаровой установке 20-мм автоматическую пушку ШВАК, что позволяло использовать танк в борьбе с немецкими бронеобъектами. Один танк был переоборудован в марте 1942 года. В его лобовой броне прорезали увеличенную амбразуру, в которую при помощи 8 болтов монтировалась литая маска пушки. В маске находился "грушевидный вкладыш" с пушкой, дополненной упрощенным спусковым механизмом с рукояткой и плечевым упором, служащим для упрощения наводки. После опробования нового вооружения орудийная установка была дополнена винтовым стопором и в таком виде два танка из трех отбыли на фронт. Дальнейшая судьба их неизвестна.

Также Pz I стали базой для нескольких самоходных артсистем и спецмашин. Переделка шасси проводилась фирмой Alkett (Altmarkische Ketten37 fabrik GmbH) в Берлине-Шпандау. Самой первой САУ стал истребитель танков 4.7-cm PaK(t) Sfl auf PzKpfw I Ausf В (47-мм самоходная противотанковая пушка на шасси танка 1В). С марта по май 1940 года фирма Alkett переоборудовала 132 шасси. В октябре-ноябре 1940 и в феврале 1941 на заводе Daimler-Benz AG (Берлин-Мариенэхе) и на заводе Skoda в Пльзене было переоборудовано еще 60 танков. На этой машине была использована чешская 47-мм противотанковая пушка Skoda A-5 (немецкое обозначение 4,7-cm Pak 38 (t) - Panzerabwehrkanone 38 (tschechoslowakische) с длиной ствола 43,4 калибра, которая имела ограниченный угол поворота в горизонтальной плоскости, всего 17,5°. Угол склонения орудия был равен -8°, угол возвышения - +12". Пушка могла вести огонь бронебойными снарядами Pzgr (о) массой 1510 г с начальной скоростью 805 м/с или Pzgr (t) 36 - 1650 г и 782 м/с, соответственно. Кроме того использовались подкалиберные снаряды Pzgr 40 массой 825 г и со скоростью 1080 м/с. Бронепробиваемость с 500 метров была, соответственно 41,1, 47,7 и 59,0 мм. С трех сторон орудие и расчет были прикрыты 14,5-мм (на первых машинах - 12 мм) бронелистами. Экипаж САУ состоял из трех человек (механик-водитель, заряжающий и командир, который одновременно был и наводчиком),боезапас составлял 68 снарядов в двух укладках. Эти машины использовались в Европе и в Северной Африке в составе 605 PzJagdAbt (PanzerJagdAbteilung - отряд истребителей танков), а на Восточном фронте дожили до зимы 1941-42 годов. Очень часто эта машина называется Panzerjager 1. Проводились эксперименты с установкой 50-мм пушки РАК 38, но машина получилась перетяжеленной, двигатель совсем не справлялся. и этот проект закрыли.

Второй не менее известной САУ была sIG 33 auf PzKpfw 1 Ausf В (тяжелое пехотное орудие образца 1933 года на шасси 1В). Первоначально было построено две опытные машины с 150-мм пушкой sIG 30 (schweres Infanterie Geschutze - тяжелое пехотное орудие): sIG 30 с длиной ствола 11,4 калибра была установлена на шасси танка вместе с лафетом и колесами! Однако на серийных машинах было применено более новое орудие sIG 33, того же калибра, принятое на вооружение вермахта в 1936 году. Это орудие устанавливалось на последних выпущенных САУ уже на специальных подпорках, после чего колеса снимались. Для защиты расчета вокруг орудия было построено сооружение довольно устрашающего, по сравнению с самим шасси, размера из 10-мм бронелистов. Кроме увеличения высоты до почти 3-х метров, масса машины возросла до 8,5 тонн, что не лучшим образом сказалось на проходимости. и без того весьма скромной. Кроме того машина получила большую склонность к опрокидыванию. Экипаж машины насчитывал 4 человека. Угол горизонтального обстрела составлял 12.5°, вертикального - от -4° до +75°. Начальная скорость снаряда - 240 м/с, дальность стрельбы до 4700 м. До 1941 года это орудие не имело штатных бронебойных боеприпасов, но осенью оно начало комплектоваться кумулятивным снарядом Gr 39 Н1/А массой 25 кг, имевшим начальную скорость 280 м/с. С расстояния 100 м он пробивал броню толщиной 160 мм. Однако в боекомплекте этих САУ кумулятивных снарядов практически не встречалось. В боекомплект орудия sIG 33 входили осколочные. осколочно-фугасные и дымовые гранаты. В январе-феврале 1940 года фирма Alkett изготовила 38 САУ. Машины принимали участие в французской и балканской кампаниях, а также на Восточном фронте. После войны эти САУ ошибочно назывались некоторыми авторами "Бизон".

В начале 1941 года на заводах Alkett было создано 26 зенитных установок на шасси Pz 1A. На машины со снятой башней и срезанной подбашенной коробкой была установлена 20-мм зенитная пушка FlaK 38. Первые две машины по некоторым данным несли зенитное орудие Flak 30 (Flugzeugabwehrkanone - противосамолетная пушка). Этими машинами были вооружены 3 батареи 614 зенитного дивизиона. Батарее придавались три-четыре транспортера боеприпасов Munitionschlepper I (на шасси PzKpfw I), или SdKfz 250/6. Данные САУ больше стояли в ремонте, чем участвовали в боях, поскольку их шасси, выпущенные в 1935-36 гг., почти выработали свой ресурс. Эти машины принимали участие в боевых действиях на Восточном фронте и последние из них окончили свое существование зимой 1942-43 гг. под Сталинградом в районе г. Калач. Две таких зенитных САУ достались Красной Армии в более или менее исправном состоянии, после чего одна была прислана для испытаний в Москву. О судьбе ее ничего не известно. Скорее всего она попала на НИБТполигон и ее постигла участь большинства экспонатов, присланных на исследования - она, или все что от нее осталось, - отправилась на металлолом.

    Форма Panzervaffe
    Награды Panzervaffe
    Дивизии Panzervaffe
    Фотогалерея

    Танковые дивизии СС
    Форма СС
    Награды СС

    Разработки
       Танк "Маус"
       Танк Pz VII "Лев"
       Gross-танки
       Танки класса "Е"
       ЗСУ Ostwind